1.1. Понятия и основные этапы жизненного цикла программного обеспечения

ЖЦПО определяется как период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО  и  заканчивается в момент полного изъятия из эксплуатации.

Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов ЖЦПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207:1995. Его российский аналог ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. В данном стандарте процесс определяется как совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих некоторые входные данные в выходные.

В соответствии со стандартом 12207-99 все процессы ЖЦПО разделены на три группы:

1) Основные процессы:

- приобретение

- поставка

- разработка

- эксплуатация

- сопровождение

          2) Вспомогательные процессы:

                    - документирование

                    - управление конфигурацией

                    - обеспечение  качества

                    - верификация

                    - аттестация

                    - совместная оценка

                    - аудит

                    - разрешение проблем

          3) Организационные процессы:

                    - управление

                    - усовершенствование

                    - создание инфраструктуры

                    - обучение

 

Процесс приобретения состоит из действий и задач заказчика, приобретающего ПО. Данный процесс охватывает следующие действия:

- инициирование приобретения

- подготовка заявочных предложений

- подготовка и корректировка договора

- надзор за деятельностью поставщика

- прием и завершение работ

          Процесс поставки охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой. Действия:

          - инициирование поставки

          - подготовка ответа на заявочное предложение

          - подготовка договора

          - планирование

          - выполнение и контроль

          - проверка и оценка

          - поставка и завершение работ

          Процесс разработки предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформления проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д. Действия:

          - подготовительная работа

          - анализ требований к системе

          - проектирование архитектуры системы

          - анализ требований к ПО

          - проектирование архитектуры ПО

          - детальное проектирование ПО

          - кодирование и тестирование ПО

          - интеграция ПО

          - квалификационное тестирование ПО

          - интеграция системы

          - квалификационное тестирование системы

          - установка ПО   

          - прием ПО

          Процесс эксплуатации охватывает действия и задачи оператора – организация эксплуатирующей системы. Действия:

          - подготовительная работа

          - эксплуатационное тестирование

          - эксплуатация системы

          - поддержка пользователей

          Процесс сопровождения предусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией. Действия:

          - подготовительная работа

          - анализ проблем и запросов на модификацию ПО

          - модификация ПО

          - проверка и приемка

          - перенос ПО в другую среду

          - снятие ПО с эксплуатации

SDLС - Жизненный цикл разработки программного обеспечения. Подробный разбор этапов разработки